В наши дни, когда постиндустриальное общество переживает, возможно, пик своего развития, мы пытаемся понять, какие потребности есть у человека.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как мы совершаем большую часть действий нашей жизни? Как можно было заметить, мы делаем это неосознанно, основываясь на подсознании. То есть мы как индивиды имеем определенные инструкции, как поступать в той или иной ситуации. И когда одна из таких ситуаций, на которые наш мозг запрограммирован, происходит, то мы совершаем действие, не обращая на это внимания. И такое бессознательное поведение имеет как свои плюсы, так и весьма серьезные минусы.
Плюсы бессознательных поступков выражаются в следующем. Во-первых, мы экономим ресурсы своего мозга. Представьте, что бы стало с нашим сознанием, если бы мы осознавали каждый поворот головы, каждое нажатие клавиши. И это еще не затрагивая естественные процессы вроде пищеварения! Во-вторых, когда мы переключаем сознание на какую-то длительную акцию, то время для нас как будто замедляется. И осознание абсолютно всех базовых действий было бы для нас мукой.
Было бы замечательно, если бы бессознательно совершались лишь действия, выбранные нами. Надо полагать, у всех были ситуации, когда вы заходили в магазин одежды за одной лишь футболкой, а расплатившись ловили себя на мысли, что вы взяли «чуть больше», чем футболку. Новые кроссовки, кардиган, брюки, например. То же происходит и в продуктовых магазинах: зайдя за молоком мы возвращаемся с полной корзиной. И главная проблема этих бессознательных поступков в том, что мы зачастую покупаем то, что нам не нужно.
От потребностей к излишествам
Еще с появлением австралопитеков 3 миллиона лет назад у человека были определенные нужды. Базовые человеческие потребности. И все, что нужно было первобытным людям — это их удовлетворение. Но мир меняется, человек тоже, потому из базовых потребностей стали вырастать дополнительные, выраженные в пирамиде потребностей человека по Маслоу. На ней отображены 5 уровней, каждый из которых отвечает за определенный тип потребностей.
Первые два уровня являются первичными, то есть рождаются вместе с человеком, и это физиологические потребности и потребность в безопасности. Следующие три — социальные, потребность в уважении и потребность в саморазвитии — это вторичные, то есть приобретаются человеком на протяжении всей жизни. Форма пирамиды была выбрана весьма успешно, ибо она наглядно нам иллюстрирует, что без фундамента из базиса верхним уровням будет попросту не на чем держаться, но без вторичных потребностей нам никогда не достичь серьезных высот.
И все же наше общество, начавшее свое формирование в XX веке, сумело выйти за рамки пирамиды потребностей человека. И все это — из-за бессознательного потребления абсолютно всего, что нас окружает: продуктов, одежды, информации… Потому ведущие мировые психологи, заметив негативную тенденцию, заявили, что нужно что-то менять. Почему? Все просто. Когда человек совершает действие и вводит его в реестр того, что можно выполнять несознательно, то наш мозг начинает кое-что понимать. Мол, зачем вообще включать сознание на совершенно «ненужные» и «неважные» действия? Пусть человек находится на своей волне, зачем его лишний раз трогать. Эта идея, поддерживаемая многими психологами, была экранизирована в фильме «Клик: с пультом по жизни». Конечно, картина вышла довольно гротескной, однако суть в ней прослеживается: потребляя всё и вся вокруг себя, мы не замечаем, как проходит наша жизнь, ведь она буквально «проматывается» незримым пультом, который встроен в наш мозг.
Осознанное потребление — друг экологии
Таким образом, нам понятна польза от осознанного потребления для нашего мозга: нужно держать его в тонусе и не позволять «проматывать» нашу жизнь. Однако перейдем к более конкретным и осязаемым вещам.
Главная проблема, которая беспокоит людей в связи с бессознательным потреблением — это серьезная угроза экологии. Покупая ненужные нам продукты и одежду, мы засоряем избытками своего холодильника и гардероба нашу окружающую среду. Статистика организации Greenpeace удручает: в одном лишь Гонконге каждую минуту выбрасывается около 1400 (!) футболок. В одной стране. За одну минуту. Страшно даже подумать, какие цифры у этого показателя в мировом масштабе. Потому еще одна причина начать осознанно потреблять вещи — это спасение планеты. В контексте глобального экологического кризиса, который сказывается на многих аспектах географии и биологии, загрязнение земного шара тем, что мы не носим и тем, что не едим, может стать для нас фатальным. Но давайте по порядку: обратимся сначала к истории.
Общество потребления
Все началось после Первой Мировой Войны, забравшей жизни миллионов людей и лишившей удобств и базовых человеческих потребностей миллиарды. И после окончания боевых действий 11 ноября 1918 года экономики всех сверхдержав, принимавших участие в войне, стали перестраиваться на мирные рельсы. Сотни тысяч построенных во время войны заводов переключились на производство автомобилей, предметов быта и, конечно, одежды.
До этого периода одежда шилась на заказ из хорошей ткани, и при условии достаточно медленно двигавшейся моды носилась годами. Но война изменила сознание людей, и все чаще стали появляться новые ткани, фасоны и выкройки, все быстрее стала меняться мода. Потому философия носки кардинально изменилась: вместо устоявшегося «сношу — выброшу» появилось «поношу сезон — выброшу». Производители переключились на этот своеобразный «фастфуд из одежды» и удешевили производство. Конечно, Мировой Экономический Кризис и Вторая Мировая Война охладила пыл идеологии массового потребления, но с 1950-х и до сих пор ее движение не останавливается.
Как спасти планету
Ответ на этот вопрос донельзя прост: при походах в магазин сконцентрируйте внимание на товарах, распознайте маркетинговые уловки (4 майки по цене 3) и покупайте лишь то, что вам нужно.
На этом все. Помните про опасность неосознанного потребления: оно калечит нас как изнутри, так и снаружи.